Карьерный транспорт в добыче природного камня
Одной из самых важных и ответственных операций на карьере является перемещение камня. Этот процесс всегда был актуален в карьерах и каменоломнях. Ранее проблему решали при помощи лошадей, мулов, людей, паровых машин, лебёдок, полиспастов, а так же множества других самых различных механических устройств. В 20 веке на помощь людям пришли краны, такие как деррик. Обычно на горнодобывающих предприятиях используют деррик-краны с грузоподъёмностью до 25 тонн и стрелой длинной 40 метров. Особенно широко деррик-краны использовались в итальянских карьерах. Конструкция таких кранов были особенно удобна для эксплуатации в условиях каменных карьеров, где рельеф особенно сложный, а так же там, где добывались большие объёмы природного камня в стеснённых условиях.
В карьерах, где ведётся добыча облицовочного камня или стеновых материалов, перемещение производится автомобильными кранами К-32 или К-51, пневмоколёсными кранами, кранами-экскаваторами грузоподъёмностью до 20 тонн, на пневмоколёсном или гусеничном ходу.
В странах СНГ функции мачтово-стреловыхдерриков исполняют самоходные краны, обычно на гусеничном ходу (типа ДЭК). В последние годы краны постепенно вытесняются специализированной карьерной техникой, такой как фронтальные погрузчики от ведущих мировых производителей Volvo, Caterpillar, Hyundai.
Фронтальный погрузчик не только даёт возможность перемещать товарные каменные блоки от места добычи на складскую площадку, но и осуществлять погрузку продукции непосредственно на транспортное средство заказчика.Кроме этого при помощи фронтального погрузчика можно осуществлять различные вспомогательные работы на производственной площадке, такие как подсыпка основания под неустойчивые блоки, планирование площадок для карьерного оборудования, вывоз каменной массы за пределы рабочей зоны и т.д.
Мощность карьерных фронтальных погрузчиков рассчитывается с расчётом основных размеров товарных каменных блоков, а так же учитывая вес коммерческих гранитных и мраморных блоков. Как минимум берётся за основу 1 группа каменных блоков, которые имеют объём 5-6 кубических метров и вес порядка 20 тонн.
Транспортировка каменных блоков на территории добывающего предприятия задача достаточно сложная и требует от водителя транспортного средства большого опыта и высокой квалификации. Транспортировка усложняется пересеченной местностью, стеснёнными условиями, сильной запылённостью воздуха.